Алевиты являются одним из самых загадочных религиозных движений Ближнего Востока. Про них мало кому что-либо известно. Даже по численности алевитов в Турции информация чрезвычайно противоречивая: от 3 до 25 млн человек. На русском языке про них нет вообще ничего. В википедии есть статья про сирийских алевитов, ошибочно там называемых кызылбашами (это как раз турецкие), про турецких нет. Есть еще несколько политизированных статей про то, как злые турки их угнетают почем зря, и поэтому их нельзя брать в Евросоюз.
Я честно пытался разобраться с этими самыми алевитами, но литературы действительно мало, в том числе на турецком - либо карательно-критическая, либо наоборот, про то, какие алевиты прекрасные и высокохудожественные. В Европе тоже ими стали активно интересоваться последнее время благодаря полумиллионной общине в Германии. В работах европейских авторов основное внимание уделяется их искусству, а также толерантности, правам человека, женщин и всему прочему, что присуще алевитам в отличие от злобных турок - мусульман суннитов.
Алевизм как самостоятельное течение возникает только в XIII в. благодаря Хаджи Бекташу Вели, суфию из Хорасана, основателю орденабекташийа. Фактически алевиты Анатолии - это последователи бекташийа. Они, подобно шиитам, почитают ахлибейт, 12 имамов, однако, у них отсутствует традиция посещения мечетей, поста в рамадан и многого другого, что позволяет некоторым считать их немусульманской сектой. Богослужения проходят в джемах - специальных домах для богослужений (сема'). В них участвуют и мужчины и женщины, проводятся ритуальные пляски под музыку - в общем, довольно типичный зикр. Вся эта традиция, довольно закрытая для посторонних, способствовала распространению всевозможных слухов о пьянстве и употреблении наркотиков во время сема', заканчивающихся групповым сексом.
Алевизм был чрезвычайно распространен в Анатолии до завоевания Машрика.
В сети идут забавные дискусии о том, что алевиты - это принявшие ислам армяне-павликане.
После принятия Селимом Явузом титула халифа как главы всех мусульман суннитов происходят репрессии против шиитов и алевитов, которые нашли себе покровителя шаха Исмаила - основателя шиитской династии Сефевидов в Иране и по совместительству шейха ордена сефеви, основанного его отцом. В результате конфликта многие турецкие шииты переселились в Иран, а иранские сунниты - в Османскую империю. Однако, в Османской империи орден бекташийа натурализовался как структура, покровительствующая янычарам. Думаю, янычарам, которые в основной своей массе были выходцами из христианских семей Балканского полуострова, бекташийская традиция была куда ближе, чем суннитский ислам.
После упразднения янычарского корпуса в 1826 г. орден бекташийа был фактически запрещен, и последователи в массовом порядке мигрировали в Албанию, где эта традиция сохранилась до сих пор. В Восточной Анатолии, где алевизм был распространен среди простого населения, их вроде как особо не трогали.
Алевиты сначала поддержали Ататюрка, который упразднил шариат, но затем, недовольные светскими националистическими реформами, подняли в 1936 г. знаменитое восстание в Дерсиме - центре алевизма, распространенного среди народности заза. Восстание было подавлено только в 1938 г. и закончилось высылкой значительного количества заза из родных мест.
С наступлением эпохи демократии в Турции после II Мировой войны алевиты в массовом порядке поддерживали левые партии и движения. Даже сейчас в Турции сложился совершенно четкий стереотип алевиты=коммунисты. В настоящее время алевиты Турции имеют серьезное лобби в министерстве юстиции. Едва ли не большинство турецких судей и адвокатов - алевитского происхождения. Алевиты почти всегда критиковали существующую власть, однако в настоящее время есть некоторые тенденции к примирению. В частности, Эрдоган неоднократно выступал за примирение и в 2008 г. даже посетил их моление совместно с патриархом Варфоломеем. Алевиты критикуют власти в первую очередь за то, что на уроках религии в школах им преподают суннитский ислам, а также строят на деньги налогоплательщиков в их селениях суннитские мечети.
Алевитская традиция совершила огромный вклад в развитие турецкой музыкальной и поэтической культуры, так как во время сема' активно используются традиционные музыкальные инструменты (баглама, саз), игра на которых сопровождает песни религиозно-мистического содержания на стихи авторов - пиров XIV-XVI вв., среди которых наиболее известен Пир Султан Абдал (смотри последний абзац), также англ. вики. Вся традиция турецких народных песен türkü, очень популярная до сих пор - алевитская.
В Стамбуле культурный центр алевитов находится в самом центре самого большого кладбища Турции Караджа Ахмет. Кладбище названо так по имени алевитского пира Караджа Ахмет Султана. Там находится тюрбе (усыпальница) Караджа Ахмета, который и считается первым похороненным на этом кладбище.
В Турции дома алевитов пронумеровали
На дверях домов алевитов, проживающих в районе Бурджа Измирской области Турции неизвестные сделали метки и пронумеровали дома, что стало причиной паники среди местного населения, сообщает Haberturk.
Инцидент произошел вера вечером. «На домах почти всех моих родственников были метки, а на домах наших соседей-суннитов ничего не было. Мы не говорим о дискриминации, но очевидно, что на наших домах поставлены метки для отличия от остальных. И в Мараше, и в Сивасе после таких же меток людей убили. Мы хотим, чтобы чиновники прояснили это дело. Мы боимся. Некоторые алевиты из страха стерли эти метки. Беспокойство вызывает то, что такая нумерация сделана на домах только алевитов», - сказал один из жителей, добавив, что такого прежде не было.
«Мы ждем объяснений премьер-министра. Мы не хотим стать жертвой дискриминации. Мы граждане этой страны, мы, как и все, платим налоги. Однако чувствуем себя людьми второго сорта», - сказал другой житель.
Полиция уже начала расследовать дело и с помощью видеозаписи камер наблюдения попытается выяснить виновников.
Подробности: http://faom.m.m.m.faom.nnk.am/mir/32340-v-turcii-doma-alevitov-pronumerovali.html#ixzz23GIHRVEk
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на NovostiNK.ru
Инцидент произошел вера вечером. «На домах почти всех моих родственников были метки, а на домах наших соседей-суннитов ничего не было. Мы не говорим о дискриминации, но очевидно, что на наших домах поставлены метки для отличия от остальных. И в Мараше, и в Сивасе после таких же меток людей убили. Мы хотим, чтобы чиновники прояснили это дело. Мы боимся. Некоторые алевиты из страха стерли эти метки. Беспокойство вызывает то, что такая нумерация сделана на домах только алевитов», - сказал один из жителей, добавив, что такого прежде не было.
«Мы ждем объяснений премьер-министра. Мы не хотим стать жертвой дискриминации. Мы граждане этой страны, мы, как и все, платим налоги. Однако чувствуем себя людьми второго сорта», - сказал другой житель.
Полиция уже начала расследовать дело и с помощью видеозаписи камер наблюдения попытается выяснить виновников.
Подробности: http://faom.m.m.m.faom.nnk.am/mir/32340-v-turcii-doma-alevitov-pronumerovali.html#ixzz23GIHRVEk
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на NovostiNK.ru